
Знакомьтесь: художественный фотопортрет
Интересный факт: каждый из нас в памяти всех наших знакомых “записан” в одной – самой типичной для нас позе, с одним выражением лица, с одной точки и в одном ракурсе.
Талант портретиста состоит в том, чтобы за несколько минут общения с клиентом понять эти типичные для него позу и выражение лица. Тогда на портрете человек будет похож на себя. А это и есть главная задача портретиста. Но как быть, если эта типичная поза не хороша? Как быть если типичное для данного человека выражение, не украшает и просто делает его некрасивым?
Здесь на помощь фотографу приходит целый арсенал технико-художественных приёмов. Понимая, что фотография – это рисунок светом, фотограф умело используя этот свет, может добиться просто волшебных результатов. Зная механизмы восприятия человеческого глаза, фотограф может и должен так этот глаз обмануть, чтобы портрет при главном условии – схожести с “оригиналом”, показывал человека максимально красивым. И здесь возникает сразу два вопроса: 1 – как же он действует, этот свет? 2 – что такое красиво?
Содержание
Что такое красота?
Бытует мнение, что красота – штука индивидуальная, каждый видит её по-своему и т.д. Это “народное” мнение имеет право на жизнь. Но давайте не будем забывать, что уже сотни лет величайшие художники для изображения людей пользуются канонами. Каноны – это математически точно выверенные пропорции человеческого тела. И чем ближе фигура и лицо человека к каноническим, тем он красивее.
Начнём с простого примера.
Красивый овал лица
Какой овал лица самый правильный? Очень просто – такой как куриное яйцо (острым концом вниз). Вообще яйцо – весьма гармоничная форма. Не даром Фаберже инкрустировали именно яйца, а не шары например. И если у женщины лицо чуть шире, то хороший парикмахер посоветует причёску, которая прикроет боковые части лица, стилист порекомендует открытые вороты, которые оптически лицо удлинят, а хороший фотограф сузит его, правильно используя свет.
Неправильно используя свет, можно женщину сильно изуродовать. И это происходит повсеместно. Сколько у вас лично, знакомых которые в жизни очень красивы, а на их фотографии без слёз нельзя смотреть? Таких примеров много. Но есть и другие примеры – когда “не очень” девочку как сфотографирует кто-то удачно! Обалдеть можно.
К сожалению большинство этих снимков получаются случайно. Фотографов, которые просто УМЕЮТ СНИМАТЬ осталось очень мало. Почему? Ответ очень прост:
Куда ушли настоящие фотографы?
Ещё 20 лет назад у наших соотечественников не было необходимости постоянно друг перед другом выпендриваться. Фотоаппараты покупали не для понтов, а потому что душа без этого погибала. Над каждой фотографией нужно было корпеть часами. И чтобы эти часы не проходили впустую, люди читали, общались, думали о фотографии, осваивали приёмы и оттачивали технику съёмки и чувство композиции. Ни для кого не было секретом, что развивать чувство прекрасного можно посещая картинные галереи. И люди массово их посещали. Для развития чувства композиции, нужно знать её правила и механизмы. И люди читали книги о правилах и механизмах композиции. Это было…
Сегодня мы становимся убогими в художественном плане. Фотоаппараты, давайте честно, в большинстве своём мы покупаем для понтов. Отставшим быть никто не хочет, и таким образом фотоаппарат сейчас появляется почти у каждого. Ну а если фотоаппарат есть, им нужно снимать, а если снимать, то тут же всё ЭТО нужно выкладывать в интернет…
Интересное наблюдение: я думал что только мне – старому пню не интересно просматривать кучи дерьмовых снимков ни о чём, но недавно я наблюдал как одна гламурная девица показывала свои “прикольные фоточки” таким же гламурным подружкам. Жалко было смотреть на “потерпевших”. Боясь обидеть подругу, которая с горящими глазами тыкала им в лица фоторепортаж с попойки, девушки натянуто улыбаясь и выкатив глаза кивали: Да! Прикольно!
И таких фотографий большинство. Они везде. И уже они задают уровень. Точнее сказать уровень опускают… Что-то я о печальном. Мы не такие! Мы умеем видеть прекрасное! Мы ценим прекрасное! Мы сами хотим создавать прекрасное, чёрт побери!!!
Да вот только как?
Как фотограф может украсить человека?
Всем известно, что бывает так свет как-то классно посветил, и девушка на фотографии получилась “богиня”! А потом пошла к профессиональному фотографу, а у него, блин как-то по другому свет светил и такая блин хрень вышла! Да. Свет – это основа фотографии.
Свет – основа фотографии
Понять, почувствовать как работает свет – это не один год изучения теории подкреплённого ежедневной практикой. И только тогда наступает момент, когда фотограф думает: “Вот здесь нужно чуть больше драматизма”, а руки сами взяли и понесли куда-то прибор (осветительный) и поставили. И всё правильно! А потом подумал: “Здесь гламурнее нужно…” а руки уже сами прикручивают на прибор насадку. И правильную насадку!
Не хочу вас загрузить, но на простом примере помогу прикоснуться к “светописи”.
Как ни странно, всё здесь основано на наших привычках. В данном случае на привычках восприятия. Мы не замечаем этого, но подсознательно прекрасно помним, что если у человека, например, короткий нос, то и тень от носа короткая. А если нос длинный, то и тень от носа длинная. Также мы привыкли, что свет светит сверху и чаще всего немного сбоку.
И вот представим что мы – фотограф. Задача очень простая: снять человека в анфас так, чтобы нос на ПЛОСКОЙ двухмерной бумажке казался длинным. А на следующей фотографии – коротким. Перед нами человек с обычным носом. Если посветить на него лампой сверху, тень от носа скользнёт в рот. И глядя на такую фотографию мы не вспомним, но наше подсознание – вспомнит: такая тень от длинного носа! На снимке – Буратино! Теперь посветим лампой от камеры. Тень под носом станет маленькой, и глядя на такую фотографию, подсознание вне зависимости от нас, припишет портретируемому маленький нос.
Подобным образом происходит работа со всеми частями лица.
Так что всё очень просто. Знание простых вещей, рождает их видение.
Будем верить в то, что скоро людей снова потянет на прекрасное, и у нас появятся единомышленники, с кем можно будет поболтать на подобные темы.